Педагогам

Рекомендации  педагогам по оказанию помощи детям в предотвращении суицидального поведения

1.      Откажитесь от авторитарности и приказного тона в общении с ребёнком.

2.      Стройте отношения на основе договора, просьб, объяснений.

3.      Серьёзно относитесь ко всем угрозам со стороны ребёнка.

4.      Дайте почувствовать ребёнку, что вам не безразличны его проблемы.

5.       Прибегните к помощи авторитетных для подростка людей. 

6.       Не бойтесь попросить о помощи.

 

Психологические рекомендации педагогам по развитию мотивации учащихся

- Для развития мотивации учения необходимо не только ставить перед учащимися цели в ходе учебной деятельности, но и способствовать внутреннему принятию этих целей, то есть они должны стать значимыми для ребят. Добиться этого можно через "положительные подкрепления". Зачастую педагоги в своей практике используют "негативные подкрепления": жёсткую критику, наказания, занижение отметок, строгие приказы в обращении (ребята слышат в свой адрес "ты должен", "вы обязаны", "необходимо"). Однако подобный мотивационный стиль срабатывает редко, так как вызывает у учащихся негативные эмоции. "Положительные подкрепления" предполагают следующее: обращение внимания учеников на их способности и возможности, на результат, которого они могут достичь в ходе учебной деятельности, и награду, которую они могут получить.

- Ученикам, испытывающим ощущение перегруженности из-за объёма учебного материала (они обычно быстро сдаются, откладывают выполнение задания на потом, либо отказываются его выполнять), необходимо помогать разбивать задачу на серию меньших шагов, которые приведут в итоге к её решению.

- Любые учебные неудачи ребят объясняйте тем, что они затратили не достаточно усилий, чтобы добиться положительного результата. Таким образом, вы обратите внимание учащихся на то, что успех в учёбе зависит лишь от их собственного усердия, а не от внешних причин.

- Продуктивность деятельности учащихся на уроках также зависит от силы эмоций педагога. Трудность заданий должна оптимально сочетаться с эмоциональностью урока. Например, на таких уроках, как математика, эмоциональность будет неблагоприятным фактором. На уроках вроде русского языка и литературы – наоборот. Снижение эмоций также необходимо в том случае, если тема урока является трудной и предполагает напряжённую работу.

- С целью формирования познавательной потребности, необходимо всё время предлагать ребятам новую информацию, которая может быть для них интересна (исходя из особенностей возраста и увлечений), а также отводить в учебном процессе место творческому самовыражению ребят.

- И, пожалуй, самое важное – учитель должен быть примером для своих учеников. Ребята тонко чувствуют ваше отношение к школе, к учебному процессу, к собственной профессии и перенимают его. Своим примером любознательного человека, стремящегося к саморазвитию, вы, как никто другой, способны пробудить в ребятах желание узнавать новое.

 

Психологические рекомендации педагогам по развитию школьной мотивации

Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:

  1. словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;
  2. необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи;
  3. степень сложности задачи (легкая или интересная);
  4. число задач;
  5. создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).

Для формирования положительного отношения к учению необходимо:

  1. заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
  2. создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
  3. опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;
  4. использовать интерес учеников к наглядности;
  5. целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

Развивая познавательные интересы, необходимо:

  1. не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);
  2. использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  3. стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.).

 

Памятка учителям-предметникам  при работе со слабоуспевающими учащимися

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих cyть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах и в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.