Памятка для родителей "Как не допустить суицид у подростка?"
Что в поведении подростка должно насторожить родителей?
- Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит обэтом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
- Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
- У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых ил сверстников.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
Что делать родителям, если они обнаружили опасность
- Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
- Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.
Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида
• Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.
Для этого:
- расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
- помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
• Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
• Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
• Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.
• Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
• Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
• Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
• Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.
КАК ЗАЩИТИТЬ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ
Уважаемые родители!
Сегодня, к счастью, большинство белорусских детей еще не наркозависимы. Но ситуация сейчас такова, что так или иначе им придется быть в опасной близости с такой проблемой. Это могут быть и рассказы друзей об общем знакомом, который, как выяснилось, употребляет наркотики, и разговоры дома на эту тему, и не дай бог, предложения попробовать самому... Дети узнают о наркотиках гораздо раньше, чем многие могут себе представить. И будет лучше, если они узнают об этой проблеме от близких людей и, прежде всего, от родителей. Почему подростки начинают потреблять наркотики? Если спросите самих детей и подростков, они ответят, что употребляют наркотики, чтобы:
- произвести впечатление на окружающих;
- доказать принадлежность к группе друзей;
- чтобы испытать чувство риска;
- испробовать что-то новое/запретный плод;
- чтобы казаться взрослее;
- для забавы;
- от скуки;
- чтобы избежать давления взрослых;
- потому что легко достать, всюду предлагают, почему бы не попробовать...
Многие причины взрослым могут показаться неправдоподобными, несущественными или устаревшими, но это так. Когда вы молоды, для вас завтра не существует... И, наверное, родителям интересно узнать, чьи дети (какого социального слоя, степени обеспеченности и т.д.) вовлекаются в употребление наркотиков чаще всего? Ответ покажется парадоксальным: все дети одинаково подвластны пагубной страсти, и этому ученые пока не находят объяснения. Важно другое: Вы должны помочь своему ребенку. Как вы можете помочь детям? Есть много способов влиять насвоего ребенка. Не все эти способы легко применимы на практике, но все они помогут:
- будьте внимательны к своим детям, находите хотя бы немного времени, чтобы послушать своих детей, пусть они чувствуют ваше внимание;
- не настаивайте на своей точке зрения, а вдруг она может быть ошибочна или не соответствовать представлениям ребенка о той или иной проблеме, ищите компромисс;
- как можно больше общайтесь со своим ребенком, рассказывайте ему о себе, ведь вы тоже были подростком и тоже сталкивались с теми или иными проблемами: непониманием друзей, неприятностями в школе, неудачной любовью;
- расположите ребенка к себе, чтобы он доверял вам, хотел обсудить свои проблемы именно с вами. Если не знаете, как это сделать, посоветуйтесь с психологом;
- помните, что проблема обсужденная - это проблема наполовину решенная;
- попытайтесь взглянуть на мир глазами своего ребенка;
- ваш ребенок должен знать и быть уверен, что он вам небезразличен;
- подружитесь с его друзьями. Друзья имеют огромное влияние на ребенка, приглашайте их домой, держите их в поле зрения.
- Помните, что ваш ребенок уникален. Все дети нуждаются в том, чтобы их ценили и считали хорошими. Иногда трудно найти, чем же хорош ребенок, но найти нужно обязательно. На этом хорошем нужно сосредоточиться и подчеркнуть, что он сможет достичь успехов в жизни, поможет выработать самоуважение.
Что не говорить, чего избегать?
- не будьте агрессивными;
- не читайте моралей;
- не представляйтесь идеальным святым, не делающим ошибок;
- не запугивайте и не угрожайте; Будьте тверды и последовательны. Если вы последовательны, то ребенок не скажет вам "Это несправедливо".
Что делать, если вы заподозрили неладное?
Очень сложно узнать, когда ребенок начал употреблять те или иные наркотические вещества, но общие признаки таковы:
- резкие перемены настроения,
- непривычная раздражительность и агрессия,
- потеря аппетита,
- сонливость и вялость,
- потеря интереса к бывшим увлечениям,
- повышенная лживость и неестественность поведения,
- необъяснимые "потери" денег и пропажа вещей из дома,
- непривычные запахи в доме,
- следы уколов на теле,
- наличие в доме медикаментов не из домашней аптечки.
Если вы заметили, что ребенок уже употребляет наркотики, подумайте, чем можно помочь ребенку. Уверены ли вы, что помочь ему - в ваших силах? Может, есть кто-то, кто может помочь вашей семье, ведь вам тоже понадобиться помощь. Подумайте, как вам сохранить общение с ребенком, как не потерять его. Если это первая проба, то просто поговорите с ним твердо, последовательно, заботливо, не высказывая неодобрения.
Но он должен узнать от Ваc, что:
- это повредит его здоровью сейчас и в будущем,
- это может повлечь за собой юридическую ответственность.
Как бы далеко это не зашло, покажите ребенку, что вы все равно его любите и заботитесь о нем. Предложите ему свою помощь, она нужна ему всегда.
Интернет-сайты:
www.narkotiki.by – о наркомании и помощи наркозависимым в Беларуси.
www.hrbelarus.info – о программах снижения вреда, вызванного употреблением наркотиков.
www.nodrug.by – сайт общественного объединения «Республика против наркотиков.
Советы родителям по предотвращению опасности попадания ребенка
в зависимость от компьютерных игр
1.Для ребенка важен личный пример родителей. Если они разрешают ему играть в компьютерные игры только в определенное время в течение дня, то и сами должны соблюдать это правило.
2.Родителям необходимо больше общаться со своим ребенком. С самого раннего детства необходимо сделать его своим союзником в семейных делах. Обсуждать, а не замалчивать семейные проблемы. Беседуя с ребенком, интересоваться его мнением.
3.Следует проводить как можно больше времени, собираясь всей семьей. чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.
4.У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером. Секция или студия может быть любой направленности, главное –– чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос, динозавры, да что угодно! Но, не связанный с компьютером.
5.Родители должны поддерживать общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера). Нужно разрешать подростку приглашать в дом друзей, расспрашивать его о том, как он общается со своими приятелями.
6.Для эффективного воспитания иногда в качестве поощрения можно использовать компьютер.
7.Важно контролировать игры, которыми увлекается ребенок. Надо знать, что это за игра, отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он в нее поиграл. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
8.Следует отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам, обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы полезно, по мнению взрослых, играть.
9.Желательно установить специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.